Возникший во времена правления Наполеона Бонапарта, стиль Ампир стал завершающим аккордом направлений классицизма второй половины XVIII века.
Получив свое название от французского «empire» – империя, этот стиль пришел на замену лаконичности и изяществу классики. Активно навязываемый властью, он являл собой торжественность, массивность и монументальность, стремясь подчеркнуть сменившиеся после французской революции мысли и идеи общества.
Во всей красе раскрывшись в период коронации Наполеона, стиль интерьера Ампир, начал развиваться в эпоху Директории, то есть, еще в 1795-1799 годах. Основными источниками вдохновения для ампира являлось искусство Древней Греции и Древнего Рима, однако, стоит отметить, что, в отличие от классицизма, истоки которого так же восходят к античной культуре и ее идеалам, ампир перенимал устои древности, не изменяя их, то есть, полностью копируя присущую тому времени манеру помпезности и праздности.
Ампир, безусловно, несколько театральный, в каком-то роде даже помпезный стиль. Французская буржуазия, стремящаяся подчеркнуть свое полное отрешение от «правления короля» свергла установившуюся в то время изящную красоту классицизма эпохи Людовика XVI, сменив ее ампиром, как в интерьере помещений, так и в стиле одежды. Так жена Наполеона, Жозефина Бонапарт, стала основоположником одежды в стиле ампир, а мода на этот стиль среди француженок сохранялась на протяжении нескольких десятилетий.
Отметить стоит, что ампир основывался не только на культуре античности, но так же, к примеру, перенимал некоторые черты Древнего Египта. Так во время похода Наполеона в Египет, возникло новое модное направление — копировать египетские предметы искусства и быта. Произошло это в связи с тем, что в походе так же принимали участие скульпторы и художники, чьей непосредственной задачей была зарисовка сфинксов, пирамид и прочих произведений культуры этой страны. Таким образом, с уверенностью можно сказать, что ампир по своей сути является миксом древнеримского и древнеегипетского стилей.
Ампир, однако, был популярен не только во Франции. Появившись в Российской империи при Александре I, стиль дизайна Ампир получил разделение на московский и петербургский и главенствовал в архитектуре вплоть до 1840-ых годов.
Возрождение его произошло так же в советское время и именовалось «сталинским ампиром», однако, ампир 1940-ых годов отличался от оригинала.
Как и любой другой стиль ампир имеет отличительные, характерные лишь ему черты. Прежде всего, думаю, стоит отметить, что этот интерьер достаточно сложно реализовать в обычной квартире, так как изначально он подразумевает массивность и масштабность: высокие потолки, огромное количество пространства, возможно, в каком-то смысле непрактичные предметы мебели из дорогого дерева и ткани, к примеру, бархата, со сложной искусной резьбой, изображающей геометрический орнамент или фигуры животных. Так ампир получил и второе свое название - «звериный стиль», - исключительно из-за того, что предметы в нем стилизовались под изображение животных, к примеру, ножки стола или софы могли быть украшены резьбой в виде головой льва, орла или ящера. Часто примеры подобного можно увидеть в «русском ампире».
Цвета интерьера — яркие, к примеру белый, синий, красный — цвета французского флага, - были весьма популярны в расцвет ампира, отражали политические направления его последователей того времени. Компенсировались они, во избежание чрезмерной броскости, как правило, светлыми тонами, позолотой или бронзой, темным деревом, из которого была изготовлена мебель.
Стиль ампир подразумевает огромное количество деталей: настенные украшения, статуи, фрески и зеркала. Зеркала, вообще, имеют огромное значение в этом интерьере — в истинном помещении, выполненном в этом стиле, их можно увидеть в самых различных местах, к примеру, над кроватью или с внешней боковой стороны шкафа. Быть может, это можно объяснить тем, что победоносная Франция того времени настолько восторгалась своим величием, что считала обязательным долгом ежесекундно наблюдать свое отражение.
Освещение в этом интерьере играют большую роль не только практическую, но и эстетическую — обычный светильник может быть обыгран статуей или быть украшен тысячей хрустальных фигурок. Это могут быть как настольные лампы, так и бра, напольные светильники, люстры.
Таким образом, комната в стиле ампира — это изобилие роскошной драпировки, ощущение монументальности, тяжести элементов; приземистость мебели, к примеру, низкие софы или комоды, стены, обитые красным деревом, покрытые краской или позолотой; полы из дорогого дерева... Все, что может подчеркнуть роскошь и богатство этого имперского стиля.